Цепочка инфекционного процесса при гриппе

Цепочка инфекционного процесса заболевание грипп

Цепочка инфекционного процесса при гриппе

  • Патогенность (болезнетворность) – способность вызывать заболевание.

    Виды микроорганизмов по типу действия:

    • патогенные – вызывающие развитие инфекционного процесса
    • условно-патогенные – вызывают развитие инфекционного заболевания только при определенных условиях
    • непатогенные – никогда не вызывают заболевание

    Основные резервуары микроорганизмов во внешней среде

    • дыхательная аппаратура;
    • медицинское оборудование и инструментарий;
    • поверхности, находящиеся вблизи пациентов;
    • предметы ухода;
    • дезинфицирующие растворы пониженной концентрации;
    • медикаменты;
    • емкости для воды;
    • системы кондиционирования.
    Таблица 7.1. Основные резервуары условно-патогенных микроорганизмов в теле человека

    Дыхательная системалегионелла
    Носовая полостьзолотистый стафилококк
    эпидермальный стафилококк
    Глоткастрептококк группы А
    стрептококк группы В
    энтеробактерр,
    синегнойная палочка
    клебсиелла
    Рукиэнтеробактерии
    синегнойная палочка
    золотистый стафилококк
    эпидермальный стафилококк
    эшерихии
    Кишечникстрептококк группы А
    стрептококк группы В
    синегнойная палочка
    клебсиелла
    Мочевыделительная системаклебсиелла
    энтеробактеррии
    синегнойная палочка
    серрация
    протей
    Влагалищестрептококк группы А
    стрептококк группы В

    Восприимчивый хозяин

    Восприимчивый хозяин — организм, имеющий слабую сопротивляемость. Факторы риска для заражения являются:

    источник

    Инфекционный процесс. Цепочка инфекционного процесса

    Инфекционный процесссложный процесс взаимодействия микроорганизма (возбудителя) и макроорганизма (индивидума) в определённых условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические, защитно-приспособительные и компенсаторные реакции.

    Сущность инфекционного процесса важно понимать для правильной организации профилактики и контроля ВБИ. Все инфекционные болезни являются следствием последовательных событий (цепочка инфекционного процесса).

    — возбудитель — резервуар — выходные ворота инфекции — способ передачи инфекции — входные ворота — восприимчивый хозяин-

    Резервуар (источник инфекции) – место естественного обитания возбудителя, из которого может происходить передача возбудителя восприимчивому организму (коллективу).

    Резервуар во внешней среде (неживой): мед. оборудование (аппараты ИВЛ, эндоскопы, катетеры) жидкости для в/в вливаний; вода; резервуары для воды; дез. средства (неправильно применяемые); поверхности, вблизи инфицированных пациентов; водяные системы кондиционирования воздуха; загрязнённые респираторы; предметы ухода за больными; спецодежда мед. персонала; бельё, постельные принадлежности, матрацы; перевязочный и шовный материал.Резервуар живой: мозговые оболочки; нос; глотка; секрет дыхательных путей; руки; мочевыводящие пути; кишечник; рвотные массы.

    Способ передачи это эволюционно сложившаяся способность передачи возбудителя от источника (резервуар) – восприимчивому коллективу.

    Входные ворота инфекции место внедрения возбудителя.

    Восприимчивый хозяин организм, способный отвечать определенными реакциями на внедрение возбудителя.

    Способы передачи инфекции:

    · прямой контакт — при непосредственном соприкосновении и внесении возбудителей на поверхность кожи и слизистых (венерические заболевания, чесотка, ВИЧ-инфекция, ВГВ, микозы и др.);

    · непрямой контакт (контактно-бытовой) — через промежуточный объект, включая загрязнённое оборудование или мед. принадлежности, белье, посуду, руки… (кишечные инфекции, гепатит А, раневая инфекция, цистит, абсцесс и др.);

    · воздушно-капельный — при разговоре, чихании или кашле (ветряная оспа, грипп, туберкулёз и др.);

    · воздушно-пылевой — распространение по воздуху возбудителей инфекции, содержащихся в частицах пыли, в том числе взвешенных в воздухе, проходящем через вентиляционные системы (дифтерия, пневмония, туберкулёз и др.);

    · пищевой – через продукты (кишечные инфекции);

    4. Артифициальный (искусственный) — при проведении различных манипуляций (постинъекционные осложнения, послеоперационные, послеродовые, посттравматические инфекции);

    5. Трансмиссивный — перенос через живого переносчика (малярия, сыпной тиф, геморрагическая лихорадка, клещевой энцефалит и др.);

    6. Трансплацентарный – от матери к плоду (токсоплазмоз, краснуха, сифилис, ВИЧ-инфекция).

    Система профилактических и противоэпидемических мероприятий и средств. Студент должен уметь: — анализировать проявления эпидемического процесса; Группировка мероприятий по направленности их действия.

    Группа — планировать комплекс профилактических мероприятий и проводитьмероприятий, направленных на резервуар возбудителя (источник возбудителя первичные противоэпидемические мероприятия в очаге.инфекции): клинико-диагностические, изоляционные, лечебные и режимно-ограничительные мероприятия при антропонозах.

    Ветеринарно-санитарные и дератизационные мероприятия при зоонозах. Кишечные антропонозы Группа мероприятий, направленных на разрыв механизма передачи: Общая характеристика группы. Фекально-оральный механизм передачи, санитарно-гигиенические, дезинфекционные и дезинсекционные. и передачи. Устойчивость возбудителей во внешней среде.

    Сроки Группа мероприятий, направленных на повышение специфического заразительности источников возбудителей инфекции. Общая характеристикаиммунитета у населения. Плановая и экстренная иммунопрофилактика. проявления эпидемического прцесса. Конкретные проявления элементов

    Дата добавления: 2017-10-09 ; просмотров: 3838 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    источник

    Цепочка инфекции (механизм передачи инфекции)

    Источник инфекции——Механизм и факторы (пути) передачи возбудителя ——-Восприимчивый организм

    Факторы передачи: Воздух, вода, кровь, пищевые продукты, предметы обихода

    Возбудитель—— передача——- человек

    Первое звено эпидемического (инфекционного) процесса

    • РЕЗЕРВУАРЫ (живые и неживые)
    • БОЛЬНОЙ (человек, животное)
    • НОСИТЕЛЬ (человек, животное)
    • ВНЕШНЯЯ СРЕДА (сапронозы)
    • БАКТЕРИИ;
    • ВИРУСЫ;
    • ГРИБЫ;
    • ПРОСТЕЙШИЕ;
    • МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ПАРАЗИТЫ.

    Второе звено эпидемического (инфекционного) процесса

    Путь передачи — совокупность механизмов и факторов передачи, обеспечивающих перемещение возбудителя во внешней среде между источником и восприимчивым организмом.

    ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВОЗБЕДИТЕЛЯ:

    1) контактный · прямой · непрямой · косвенный

    3) трансмиссивный (через переносчика)

    5) вертикальный (перинатальный) от матери к ребенку

    Третье звено эпидемического (инфекционного) процесса

    Восприимчивый человек — организм человека имеет слабую сопротивляемость к определенному патогену (патогенному микроорганизму).

    Развитие факторов инфекции:

    · наличие сопутствующих заболеваний;

    · генетический обусловленный иммунный статус;

    ·генетическая обусловленная неспецифическая резистентность, предшествующая иммунизации;

    · наличие иммунодефицита, приобретенного в следствии заболевания или терапии;

    · неадекватное питание (дефицит белков, витаминов, минералов);

    · изменение нормальной микрофлоры

    Восприимчивость человеческого организма увеличивается при:

    · наличии инвазивных устройств (внутрисосудистые катетеры, трахеостомы);

    · наличие иммунодефицита, хронического заболевания (сахарный диабет, лейкемия);

    · определенном терапевтическом вмешательстве (иммуноподавляющая терапия, облучение).

    Условия развития инфекции :

    · заражение очень большой дозой микроорганизмов одного штамма;

    · ослабление организма пациента;

    · усиление вирулентности этиологического агента;

    · необычные, эволюционно не обусловленные входные ворота и поражение соответствующих тканей, вегетация на которых не обеспечивает сохранение возбудителя как биологического вида.

    Чаще имеет место действие не одного, а сразу нескольких факторов, приводящих к развитию заболеваний, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами.

    5. Профилактика внутрибольничных инфекций.

    Профилактика внутрибольничных инфекций

    В вопросах профилактики ВБИ в ЛПУ должны быть выполнены важнейшие требования:

    1. Сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

    2. Исключение внутригоспитальных заражений;

    3. Исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.

    Организация профилактики ВБИ включает в себя обширный комплекс санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий:

    1) правильная организация приема пациентов при поступлении в стационар (сортировка, работа фильтра, тщательный сбор анамнеза, налаженная система посещения на дому лихорадящих пациентов);

    2) правильно организованная система ухода за пациентами, включающая возможность как переноса инфекции обслуживающим персоналом, так и заноса ее извне;

    3) строгое соблюдение требований действующих директивных документов по профилактике ВБИ:

    • ОСТ 42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы.
    • Приказ МЗ СССР от 12.07.1989 г № 408 «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

    Источник: https://mupvirc.ru/gripp/tsepochka-infektsionnogo-protsessa-zabolevanie-gripp/

    Механизмы развития вирусной инфекции

    Цепочка инфекционного процесса при гриппе

    На первом этапе инфекции вирусу противостоят неспецифические защитные механизмы. Физическую защиту обеспечивают ороговевающий эпителий кожи и секреты, омывающие поверхность слизистых.

    После проникновения вируса внутрь клетки важную роль в обеспечении местного иммунитета играют интерфероны и другие цитокины, вырабатываемые зараженными клетками.

    Вирусные белки, экспрессируемые на клеточной поверхности в комплексе с антигенами HLA, служат мишенью для несущих соответствующие рецепторы Т-лимфоцитов.

    Гибель зараженных вирусом клеток сопровождается выделением цитокинов, медиаторов воспаления и антигенов, которые вызывают миграцию в очаг первичной инфекции лейкоцитов и развитие воспаления. Особое значение для сдерживания вирусной инфекции в первые дни после заражения имеют интерфероны и NK-лимфоциты. Гранулоциты и макрофаги обеспечивают фагоцитоз и разрушение вирусов, особенно после начала выработки антител.

    Гуморальный и клеточный противовирусный иммунитет

    К концу первой – началу второй недели после заражения наблюдается активация гуморального и клеточного иммунитета:

    • появляются антитела к вирусу
    • накапливаются специфичные к данному вирусу лимфоциты CD4 (Т-хелперы), ограниченные по HLA класса II, и лимфоциты CD8 (цитотоксические Т-лимфоциты), ограниченные по HLA класса I

    Интенсивность иммунного ответа, от которой зависит скорость выздоровления, как правило, нарастает на протяжении второй и третьей недель после заражения. Кроме того, между второй и третьей неделями происходит переключение синтеза классов иммуноглобулинов (с IgM на IgG), и на поверхности слизистых появляются специфичные к данному вирусу IgA.

    Антитела нейтрализуют вирусы, связываясь с их поверхностью и тем самым предотвращая адсорбцию вирусов на клеточной поверхности или их проникновение внутрь клетки. Нейтрализующая способность антител обычно усиливается в присутствии комплемента.

    Выработка антител и накопление лимфоцитов CD4 и CD8 обычно продолжаются в течение нескольких месяцев после первичной вирусной инфекции, а небольшое количество клеток памяти надолго сохраняется в организме.

    При повторном контакте с вирусом клетки памяти начинают быстро пролиферировать, обеспечивая быструю выработку антител и препятствуя заражению тем же вирусом.

    Т-лимфоциты, вероятно, обеспечивают более кратковременную иммунологическую память, и поэтому вторичный клеточный иммунный ответ развивается медленнее, чем вторичный гуморальный ответ, особенно если между первичной инфекцией и повторным контактом с возбудителем прошло много лет.

    Некоторые вирусы содержат факторы, помогающие преодолеть защитные механизмы:

    • вирус-ассоциированные РНК аденовирусов препятствуют блокирующему действию интерферонов на синтез белка в зараженных клетках
    • белок Е1А аденовирусов препятствует активации транскрипции некоторых генов в ответ на интерфероны
    • белок ЕЗ аденовирусов предотвращает цитолиз, вызываемый FNO, и блокирует синтез HLA класса I в зараженной клетке
    • белок ICP47 вируса простого герпеса и белок US11 цитомегаловируса блокируют представление антигенов с помощью HLA класса I

    Механизмы подавления действия интерферонов, NK-лимфоцитов и лимфоцитов CD8 появились у многих вирусов в процессе эволюции, что отражает важность этих факторов для борьбы с вирусной инфекцией, а также свидетельствует об избыточности защитных факторов организма. Даже при блокировании вирусами одного или нескольких защитных факторов организм подавляющего большинства людей с нормальным иммунитетом способен успешно бороться с инфекцией.

    Накоплено много сведений о значении специфического иммунитета для защиты от вирусной инфекции. Недостаточность клеточного иммунитета часто проявляется тяжелой первичной или рецидивирующей инфекцией, вызванной герпесвирусами (ДНК-содержащие вирусы).

    Устойчивость организма ко многим РНК-содержащим вирусам в значительной степени обусловлена антителами. Однако ослабление симптомов заболевания, вызванного герпесвирусами, на фоне лечения нормальными иммуноглобулинами говорит о важной роли антител в защите и от этой инфекции.

    И наоборот, Т-лимфоциты – важный фактор защиты от РНК-содержащих вирусов, что подтверждается, в частности, наличием цитотоксических лимфоцитов CD8, несущих рецепторы к белку NP (нуклеопротеид) вируса гриппа.

    Дефицит одного из защитных факторов, таких, как интерферон, NK-лимфоциты, В-лимфоциты или Т-лимфоциты, в большинстве случаев компенсируется другими.

    Факторы, обусловливающие устойчивость к вирусным инфекциям, иногда оказывают повреждающее действие на органы и ткани, внося вклад в развитие патологических проявлений инфекции.

    Воспалительная реакция, необходимая для эффективного подавления возбудителя в очагах инфекции, одновременно вызывает гибель клеток и участвует в патогенезе местных и общих симптомов болезни. Вирусная инфекция может приводить и к аутоиммунному поражению нервных или других клеток.

    Предполагают, что такое действие отчасти обусловлено перекрестными реакциями между вирусными и клеточными антигенами.

    Интерфероны

    Все клетки человеческого организма в ответ на вирусную инфекцию способны вырабатывать интерфероны α или β. Мощным индуктором синтеза этих интерферонов является двухцепочечная РНК, поэтому РНК-содержащие вирусы активируют синтез сильнее, чем ДНК-содержащие.

    Интерферон γ вырабатывается главным образом NK-лимфоцитами и Т-лимфоцитами под действием ИЛ-12. Интерфероны α и β связываются с рецепторами интерферона α, в то время как интерферон γ – с другими, но сходными рецепторами.

    В последующей внутриклеточной передаче сигнала участвуют сопряженные с рецепторами Янус-киназы и факторы транскрипции STAT.

    Янус-киназы фосфорилируют некоторые остатки тирозина факторов транскрипции, после чего активированные факторы транскрипции переносятся в ядро и индуцируют транскрипцию специфических клеточных генов.

    Интерферон подавляет репродукцию вирусов, воздействуя на транскрипцию вирусных геномов тремя различными способами.

    • первый способ состоит в индукции синтеза 2',5'-олигоаденилатсинтетазы. В присутствии двухцепочечной РНК 2',5'-олигоаденилатсинтетаза полимеризует АТФ с образованием 2',5'-олигоаденилатов, которые в свою очередь активируют рибонуклеазу L, разрушающую одноцепочечные РНК
    • второй способ заключается в индукции синтеза протеинкиназы PKR. Эта протеинкиназа, которая также активируется двухцепочечной РНК, путем фосфорилирования блокирует фактор инициации трансляции eIF2α, что приводит к подавлению синтеза белка в зараженной клетке
    • В основе третьего способа лежит индукция синтеза белков Мх, обладающих ГТФазной активностью и имеющих особое значение для подавления репродукции вирусов гриппа и везикулярного стоматита

    Источник: https://center-hc.ru/zabolevaniya-kotorie-mi-lechim/hronicheskie-infekcii/virusnie-infekcii/mehanizmi-razvitiya-virusnoy-infekcii

    Инфекции: общая характеристика

    Цепочка инфекционного процесса при гриппе

    Инфекция – это проникновение и размножение патогенного микроорганизма (бактерии, вируса, простейшего, грибка) в макроорганизме (растение, гриб, животное, человек), который восприимчив к данному виду микроорганизма. Микроорганизм, способный к инфицированию, называется инфекционным агентом или патогеном.

    Инфекция – это, прежде всего, форма взаимодействия между микробом и пораженным организмом. Этот процесс растянут во времени и протекает лишь в определенных условиях внешней среды. Стремясь подчеркнуть временную протяженность инфекции, используют термин «инфекционный процесс».

    Схожее с термином инфекция понятие «инвазия», означающее внедрение в организм гельминтов или различных стадий развития насекомых. Несмотря на то, что и те, и другие на разных стадиях жизненного цикла могут иметь микроскопические размеры, заболевания, вызываемые ими, термином «инфекция» не обозначаются.

    Интересно то, что и сами насекомые, черви, простейшие и даже бактерии могут подвергаться внедрению в них паразитов. К примеру, есть специфические вирусы – бактериофаги – поражающие исключительно бактерий.

    Мало того, известны даже вирусы вирусов! Однако, предметом изучения инфектологии – науки об инфекционном процессе – они не являются.

    Инфекционные заболевания: что это за болезни и чем они отличаются от неинфекционных

    При благоприятных условиях внешней среды, инфекционный процесс принимает крайнюю степень своего проявления, при которой появляются определенные клинические симптомы. Эту степень проявления именуют инфекционной болезнью. От неинфекционных патологий инфекционные отличаются по следующим признакам:

    • Причина инфекции – живой микроорганизм. Микроорганизм, вызывающий конкретное заболевание, называют возбудителем данного заболевания;
    • Инфекции могут передаваться от пораженного организма к здоровому – это свойство инфекций называется заразностью;
    • Инфекции имеют латентный (скрытый) период – это значит, что они проявляются не сразу после проникновения патогена в организм;
    • Инфекционные патологии вызывают иммунологические сдвиги – возбуждают иммунный ответ, сопровождающийся изменением количества иммунных клеток и антител, а также становятся причиной инфекционной аллергии.

    Рис. 1. Ассистенты известного микробиолога Пауля Эрлиха с лабораторными животными. На заре развития микробиологии в лабораторных вивариях держали большое количество видов животных. Сейчас часто ограничиваются грызунами.

    Факторы инфекционных заболеваний

    Итак, для возникновения инфекционной болезни необходимы три фактора:

    1. Микроорганизм-возбудитель;
    2. Восприимчивый к нему организм-хозяин;
    3. Наличие таких условий внешней среды, в которых взаимодействие между возбудителем и хозяином приводит к возникновению болезни.

    Инфекционные болезни могут вызываться условно-патогенными микроорганизмами, которые чаще всего являются представителями нормальной микрофлоры и обусловливают заболевание лишь при снижении иммунной защиты.

    Рис. 2. Кандиды — часть нормальной микрофлоры полости рта; они вызывают заболевания лишь при определенных условиях.

    https://www.youtube.com/watch?v=AlUaRfTmh8I

    А патогенные микробы, находясь в организме, могут и не вызывать заболевание – в таком случае говорят о носительстве патогенного микроорганизма. К тому же, далеко не всегда лабораторные животные восприимчивы к человеческим инфекциям.

    Для возникновения инфекционного процесса важно и достаточное количество микроорганизмов, попадающих в организм, которое называется инфицирующей дозой. Восприимчивость организма-хозяина определяется его биологическим видом, полом, наследственностью, возрастом, достаточностью питания и, самое главное, состоянием иммунной системы и наличием сопутствующих заболеваний.

    Рис. 3. Малярийный плазмодий может распространяться лишь на тех территориях, где обитают специфические их переносчики — комары рода Anopheles.

    Важны и условия внешней среды, в которых развитие инфекционного процесса максимально облегчается.

    Некоторые болезни характеризуются сезонностью, ряд микроорганизмов может существовать только в определенном климате, а некоторые нуждаются в переносчиках.

    В последнее время на передний план выходят условия социальной среды: экономический статус, условия быта и труда, уровень развития здравоохранения в государстве, религиозные особенности.

    Инфекционный процесс в динамике

    Развитие инфекции начинается с инкубационного периода. В этот период отсутствуют какие-либо проявления присутствия инфекционного агента в организме, однако заражение уже произошло. В это время патоген размножается до определенного числа или выделяет пороговое количество токсина. Длительность этого периода зависит от вида возбудителя.

    Например, при стафилококковом энтерите (заболевание, возникающее при употреблении зараженной пищи и характеризующееся сильной интоксикацией и диареей) инкубационный период занимает от 1 до 6 часов, а при лепре может растягиваться на десятки лет.

    Рис. 4. Инкубационный период лепры может длиться годами.

    В большинстве случаев он длится 2-4 недели. Чаще всего, на конец инкубационного периода приходится пик заразности.

    Продромальный период – это период предвестников заболевания — неопределенных, неспецифичных симптомов, таких как головная боль, слабость, головокружение, изменение аппетита, повышение температуры. Длится этот период 1-2 дня.

    Рис. 5. Для малярии характерна лихорадка, имеющая особые свойства при разных формах болезни. По форме лихорадки можно предположить вид плазмодия, который её вызвал.

    За продромой следует период разгара болезни, для которого характерно появление основных клинических симптомов заболевания. Он может развиваться как стремительно (тогда говорят об остром начале), так и медленно, вяло. Продолжительность его варьируется в зависимости от состояния организма и возможностей возбудителя.

    Рис. 6. Тифозная Мэри, работавшая кухаркой, была здоровой носительницей палочек брюшного тифа. Она заразила брюшным тифом более полутысячи человек.

    Для многих инфекций свойственно повышение температуры в этот период, связанное с проникновением в кровь так называемых пирогенных веществ – субстанций микробного или тканевого происхождения, вызывающих лихорадку. Иногда подъем температуры связан с циркуляцией в кровяном русле самого возбудителя – такое состояние называется бактериемией. Если при этом микробы ещё и размножаются, говорят о септицемии или сепсисе.

    Рис. 7. Вирус желтой лихорадки.

    Окончание инфекционного процесса называется исходом. Существуют следующие варианты исхода:

    • Выздоровление;
    • Летальный исход (смерть);
    • Переход в хроническую форму;
    • Рецидив (повторное возникновение, обусловленное неполным очищением организма от возбудителя);
    • Переход к здоровому микробоносительству (человек, сам того не зная, переносит патогенные микробы и во многих случаях может заражать других).

    Рис. 8. Пневмоцисты – грибы, являющиеся ведущей причиной пневмонии у людей с иммунодефицитами.

    Классификация инфекций

    Рис. 9. Кандидоз рта — наиболее частая эндогенная инфекция.

    По природе возбудителя выделяют бактериальные, грибковые, вирусные и протозойные (вызванные простейшими) инфекции. По числу видов возбудителя выделяют:

    • Моноинфекции – вызванные одним видом возбудителя;
    • Смешанные, или микст-инфекции – обусловленные несколькими видами патогенов;
    • Вторичные – возникающие на фоне уже существующего заболевания. Частный случай – оппортунистические инфекции, вызываемые условно-патогенными микроорганизмами на фоне болезней, сопровождающихся иммунодефицитами.

    По происхождению различают:

    • Экзогенные инфекции, при которых возбудитель проникает извне;
    • Эндогенные инфекции, вызываемыми микробами, пребывавшими в организме до начала болезни;
    • Аутоинфекции – инфекции, при которых происходит самозаражение путем переноса патогенов из одного места в другое (например, кандидоз ротовой полости, вызванный заносом грибка из влагалища с грязными руками).

    По источнику инфекции выделяют:

    • Антропонозы (источник – человек);
    • Зоонозы (источник – животные);
    • Антропозоонозы (источником может быть как человек, так и животное);
    • Сапронозы (источник – объекты внешней среды).

    По локализации патогена в организме выделяют местные (локальные) и общие (генерализованные) инфекции. По продолжительности инфекционного процесса выделяют острые и хронические инфекции.

    Рис. 10. Микобактерии лепры. Лепра — типичный антропоноз.

    Патогенез инфекций: общая схема развития инфекционного процесса

    Патогенез – это механизм развития патологии. Патогенез инфекций начинается с проникновения возбудителя через входные ворота – слизистые, поврежденные покровы, через плаценту.

    Далее микроб распространяется по организму различными путями: через кровь – гематогенно, через лимфу – лимфогенно, по ходу нервов – периневрально, по протяжению – разрушая подлежащие ткани, по физиологическим путям – по ходу, к примеру, пищеварительного или полового тракта.

    Место окончательной локализации возбудителя зависит от его вида и сродства к определенному виду тканей.

    Достигнув места окончательной локализации, возбудитель оказывает патогенное действие, повреждая различные структуры механически, продуктами жизнедеятельности или выделением токсинов. Выделение возбудителя из организма может происходить с естественными секретами — калом, мочой, мокротой, гнойным отделяемым, иногда со слюной, потом, молоком, слезами.

    Эпидемический процесс

    Эпидемический процесс – это процесс распространения инфекций среди населения. Звенья эпидемической цепочки включают:

    • Источник или резервуар инфекции;
    • Путь передачи;
    • Восприимчивое население.

    Рис. 11. Вирус лихорадки Эбола.

    Резервуар отличается от источника инфекции тем, что в нем происходит накопление возбудителя и между эпидемиями, и при определенных условиях он становится источником заражения.

    Основные пути передачи инфекций:

    1. Фекально-оральный – с загрязненной заразными выделениями пищей, руками;
    2. Воздушно-капельный – через воздух;
    3. Трансмиссивный – через переносчика;
    4. Контактный – половой, при прикосновениях, при контакте с зараженной кровью и т.д.;
    5. Трансплацентарный – от беременной матери ребенку через плаценту.

    Рис. 12. Вирус гриппа H1N1.

    Факторы передачи – объекты, способствующие распространению инфекции, например, вода, пища, бытовые принадлежности.

    По охвату инфекционным процессом определенной территории различают:

    • Эндемии – инфекции, «привязанные» к ограниченной территории;
    • Эпидемии – инфекционные заболевания, охватывающие значительные территории (город, область, страну);
    • Пандемии – эпидемии, имеющие масштаб нескольких стран и даже континентов.

    Инфекционные болезни составляют львиную долю всех заболеваний, с которыми сталкивается человечество.

    Они особенны тем, что при них человек страдает от жизнедеятельности живых организмов, пусть и в тысячи раз меньших, чем он сам. Ранее они часто заканчивались смертельно.

    Несмотря на то, что сегодня развитие медицины позволило значительно сократить летальность при инфекционных процессах, необходимо быть начеку и знать об особенностях их возникновения и развития.

     

    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

    Статьи раздела “Общая характеристика бактериальных инфекций”

    • Инфекции: общая характеристика

    Самое популярное  

    • Инфекции: общая характеристика

    Источник: http://microbak.ru/infekcionnye-zabolevaniya-v-zavisimosti-ot-prirody-vozbuditelya/bakterialnye-infekcii/obshhaya-xarakteristika-bakterialnyx-infekcij/infekciya-2.html

    Грипп цепочка инфекционного процесса – Все про паразитов

    Цепочка инфекционного процесса при гриппе
    НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

    Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
    Подробнее здесь…

    Признаки стафилококка у грудничка в кишечнике практически неотличимы от проявлений любой другой бактериальной или вирусной кишечной инфекции. Тем не менее, знания о стафилококке весьма полезны для точного понимания, что происходит в организме младенца. Это поможет не паниковать без необходимости.

    Насколько опасен стафилококк?

    Любой человек, даже мало знакомый с вопросами здоровья, при слове «стафилококк» точно поймет, что речь идет о чем-то нехорошем.

    На самом деле из 14 разновидностей этой бактерии, способных существовать в человеческом организме (всего известно 27 видов стафилококков), приводить к болезни способны только три:

    1. Сапрофитный — практически никогда не поражает детей.
    2. Эпидермальный — происходит от слова «эпидермис», указывающего на кожу, но к болезням кожи отношения не имеет. Название связано со способностью жить на любых участках кожи и слизистых оболочках.
    3. Золотистый стафилококк.

    Эпидермальный и сапрофитный стафилококки вызывают ряд весьма неприятных патологий, но по-настоящему опасной является разновидность с наиболее красивым названием.

    Причин немало:

    • золотистый стафилококк способен вызывать около сотни опаснейших заболеваний;
    • бактерия относится к семи наиболее опасным по определению ВОЗ из-за способности противодействовать антибактериальным препаратам;
    • имеет множество факторов патогенности (10 опасных токсинов, гемолизины, ферменты, защитная капсула и стенка клетки и так далее), которые предоставляют бактерии широкие возможности навредить организму и осложняют лечение;
    • бактерия не делает различий по возрасту и полу, поражая и детей, и стариков;
    • инфицирует едва ли не все органы и системы организма.

    к оглавлению ↑

    Причины инфицирования

    Основная причина заражения стафилококком — широкое присутствие бактерии в окружающей среде, в частности, на людях. Почти 100% новорожденных заражаются стафилококком сразу же после рождения, однако здоровая иммунная система берет под контроль пришельцев в течение нескольких дней, иногда недель.

    В микробиологии разграничивают понятия «вирулентность» бактерий (способность заражать организмы) и их «патогенность» (способность вызывать болезни). Заразиться золотистым стафилококком легко, но, чтобы началась болезнь, этого недостаточно.

    Главное условие начала болезни — сниженный или, в случае с новорожденными, не до конца развитый иммунитет. Острые кишечные инфекции — частая проблема детей первого года жизни.

    Слизистый барьер желудочно-кишечного тракта, компонентом которого является иммуноглобулин A, защищает органы пищеварения от бактерий. У маленьких детей выработка этого белка недостаточна, что объясняет повышенную уязвимость перед кишечными инфекциями.

    Частично этот недостаток компенсируют иммуноглобулины материнского молока, поэтому дети на грудном вскармливании значительно реже сталкиваются с кишечными проблемами.

    Детский организм вырабатывает существенно меньше соляной кислоты, желчи и ферментов поджелудочной железы, которые также защищают организм взрослых людей от болезнетворных бактерий.

    Возбудители кишечных инфекций попадают в детский организм из окружающей среды — с игрушек, упавшей соски, любых окружающих предметов, загрязненных рук. Казалось бы, выход в том, чтобы поддерживать вокруг ребенка максимальную стерильность при помощи антисептиков и антибактериальной бытовой химии.

    Как показал опыт, это не лучшее решение — знакомясь с бактериями, иммунная система учится с ними взаимодействовать и при необходимости противостоять. Ребенок, чей организм незнаком с достаточным количеством патогенов, будет болезненным не только все детство, но и во взрослом возрасте.

    Что касается золотистого стафилококка, то ему не страшны многие антисептики, высокая температура, прямые солнечные лучи, так что избавить ребенка от контакта с этим возбудителем сложно даже фанатично преданным идее чистоты мамам и бабушкам. Бактерия способна долго жить, сохраняя инвазивность, на пыли и текстиле.

    В первый год жизни ребенка лучше повременить с мягкими игрушками, отказаться от ковров и выполнять частую влажную уборку.

    к оглавлению ↑

    Признаки заражения кишечника

    Симптомы кишечных инфекций имеют общие черты, но могут незначительно отличаться в зависимости от конкретного возбудителя и пострадавшего отдела ЖКТ. Один из показательных моментов — характер стула больного ребенка.

    В зависимости от его характеристик все кишечные инфекции делятся на две группы:

    1. Секреторные они же водянистые, которые отличаются водянистой диареей. Это действие вирусов (наиболее частый ротовирус или кишечный грипп) и вырабатываемых бактериями токсинов, которые увеличивают количество жидкости, выделяемой клетками, но не позволяют эпителиальным клеткам ее всасывать.
    2. Воспалительные, они же инвазивные инфекции. Возбудитель разрушает клетки, выстилающие ЖКТ, отчего в стуле можно наблюдать примеси — слизистые, кровяные, гнойные и другие.

    Рвота — это симптом, который указывает, что инфекция поразила желудок, вызвав воспалительный процесс в его слизистой оболочке. Диарея указывает на инфицированный кишечник.

    Бактериальные инфекции, включая стафилококковую, чаще развиваются по второму пути.

    У ребенка при этом:

    • повышается температура;
    • пропадает аппетит, вследствие чего теряется вес;
    • рвота, диарея;
    • вялость, раздражительность из-за боли в животе.

    О тяжести заболевания и необходимости госпитализации говорят следующие симптомы:

    • глаза западают, черты лица становятся острее;
    • западает родничок;
    • пересыхают губы;
    • судороги;
    • отсутствие мочи в течение шести часов.

    Если ребенка постарше легко напоить, то с грудничками эта задача потруднее, что объясняет, почему кишечные инфекции до года относятся к сложным и часто требуют госпитализации.

    Если жидкий стул длится до двух недель, такую кишечную инфекцию называют острой, если же симптом сохраняется до двух месяцев, о кишечной инфекции говорят как о затяжной.

    к оглавлению ↑

    Диагностика стафилококковой инфекции

    Диагностика большинства инфекционных болезней заключается в определении возбудителя, но для кишечных инфекций это не принципиально по двум причинам:

    • название конкретной бактерии, поразившей ЖКТ, можно узнать с помощью бактериального посева, для которого необходимо 5-7 дней — время, когда пик инфекционного процесса в большинстве случаев позади;
    • подавляющее большинство кишечных инфекций лечатся одинаково, независимо от того, вызвали ли их вирусы или бактерии.

    Тем не менее, бактериальный посев при госпитализации делается, но куда важнее анализы, показывающие состояние органов и систем пациента.

    Это:

    • общие (клинические) анализы мочи и крови;
    • изучение ряда показателей биохимии крови;
    • определение кислотно-щелочного состояния крови.

    к оглавлению ↑

    Лечение инфицирования

    Вопрос, как лечить кишечную инфекцию зависит не столько от возбудителя заболевания, сколько от возраста пациента. При стафилококковых кишечных инфекциях опасность представляет вовсе не сама бактерия, а токсины, которые она выделяет, отравляя организм.

    Главное лечебное мероприятие — вывести яды, но организму в этом не нужна помощь благодаря ряду физиологических механизмов, которые срабатывают автоматически. ЖКТ «вымывает» опасные вещества с рвотными массами и диареей, их активно выводят печень и почки.

    Для детей сознательного возраста и взрослых главное выполнить два условия:

    1. Соблюдать голодную диету — это позволит освободить органы, выполняющие одновременно и пищеварительную, и иммунную функции, основным из которых является печень.
    2. Обильно поить, чтобы восполнить жидкость, которую организм непрерывно теряет.

    Главное условие, поить, трудновыполнимо в случае детей до года, поэтому необходима медицинская помощь, от обращения за которой родителей часто удерживает страх оказаться в инфекционном стационаре.

    Однако современный подход к лечению таких инфекций предписывает госпитализировать детей только при крайне тяжелом протекании болезни.

    Но даже в этом случае маленького пациента и его родителя выпишут не после полного излечения, а когда минует угроза для жизни ребенка.

    Отпаивают малышей специальными аптечными регидратационными растворами, в которых сбалансировано количество глюкозы и необходимых организму солей.

    Чтобы предотвратить приступ рвоты, начинать поить нужно с одной чайной ложки. С этой же целью не подходит бутылочка — мучимый жаждой малыш может выпить слишком много, что усилит рвоту.

    Крошечным младенцам даже во время сна раствор нужно капать на губы.

    Уместно использовать энтеросорбенты, например, Смекту. Грудничку достаточно одного пакетика порошка, содержимое которого делят на три приема.

    Задача участкового врача или медсестры — ежедневно контролировать состояние ребенка и подсказывать родителям, как восполнить в его организме жидкость.

    При явных признаках обезвоживания, неукротимой рвоте, частом (10-15 раз в сутки) стуле ребенка госпитализируют и восполняют потери жидкости внутривенными вливаниями.

    Если основным симптомом состояния малыша является рвота, промывание желудка, выполненное в начале заболевания, существенно облегчит течение болезни. Это задача медиков скорой помощи или стационара.

    от доктора Комаровского о стафилококке:

    НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

    Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
    Подробнее здесь…

    Источник: https://glistus.ru/parazity/gripp-tsepochka-infektsionnogo-protsessa/

  • Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.